THR навестил офис ответственных за картину продюсеров Дэвида Катценберга и Сета Грэм-Смита и обсудил с ними ностальгию по 80-м, жанровую литературу и детские мечты.


Сразу несколько ваших проектов посвящены 80-м.
Дэвид Катценберг: Да, ведь мы дети 80-х. Каждый день, когда я работал над «Голдбергами», одежда персонажей и реквизит вызывали у меня ностальгию.
Сет Грэм-Смит: Я вырос на фильмах Стивена Спилберга и на книгах другого Стивена — Кинга. Они повлияли на всю мою молодость.
Катценберг: Да, мы не испытывали проблем с поиском материалов. Тянуло к этой теме, и все.
Как вы думаете, откуда у аудитории такой интерес к этой эпохе?
Грэм-Смит: Те, кому сейчас между тридцатью и сорока, испытывают ностальгию. Они ходят в кино с детьми — хотят показать им то время и сами с удовольствием его вспоминают. А для молодежи то десятилетие — как для нас 60-е — яркие и сумасшедшие годы. Это всегда ужасно интересно.
Пока вы работали над «Оно», вышел и стал хитом сериал Netflix «Очень странные дела». Не испугало такое вторжение на вашу территорию?
Грэм-Смит: Он оказался очень увлекательным. Я не помню другого такого сериала, который как будто сделали специально для тебя. У меня от него ощущение, как если бы Кинг со Спилбергом спели в караоке. Ну еще весело было наблюдать за Финном (Финн Вулфард — звезда «Странных дел» и «Оно»): у него за время наших съемок прибавилось миллион фолловеров в «Инстаграме».
Катценберг: Ничего не имею против сравнений. Но смешно слушать, как многие утверждают, что мы скопировали идею у «Очень странных дел». Работа над «Оно» шла много лет.
А что вы думаете про злобных клоунов, которые в США пугали людей в прошлом году? Warner даже пришлось сделать официальное заявление, что эти инциденты не имеют отношения к раскрутке вашего фильма.
Грэм-Смит: На самом деле мы были в ужасе от происходящего. Не дай бог розыгрыши обернулись бы ранениями или человеческими жертвами! Хотя нельзя не отрицать, что это привлекало к клоунам внимание без всякого участия с нашей стороны. Но зато случившееся помогло понять одну важную вещь: когда делаешь кино, невозможно специально поймать некий дух времени. Он приходит сам.
Катценберг: Одни их любят, другие ненавидят, а некоторые боятся. Но после произошедшего люди увидели клоунов совсем в другом свете. Это самый популярный костюм на Хеллоуин.
Грэм-Смит: В этом году еще посмотрим.
Старые экранизации Кинга, «Сияние» и «Кэрри», были в свое время хитами проката и стали классикой. Как вам кажется, почему не получилось с последними экранизациями — например, с «Темной башней»?
Грэм-Смит: Меня не стоит спрашивать — я люблю и все неуспешные экранизации. Обожаю, например, «Калейдоскоп ужасов», «Куджо» и «Мертвую зону». Но понимаю важность того же «Сияния», «Кэрри» и «Побега из Шоушенка». Думаю, дело в том, что Стивен Кинг очень плодовитый автор и у него много киноадаптаций. А если взять принятое в нашем бизнесе правило, что на сто фильмов получается в лучшем случае пять шедевров, то в среднем у Кинга совсем неплохой результат.
Почему в «Оно» вы оставили только ту часть истории, которая посвящена детям?
Грэм-Смит: Это толстенная книга на 1200 страниц, и в ней рассказана история шести, семи или даже восьми очень непростых людей. Можно было бы сделать один фильм на четыре с половиной часа, и зритель бы оказался погребен под такой махиной. Или разделить на две ленты. Мы решили, что одну картину сделаем про детей, а продолжение про взрослых. Пусть у всех персонажей будут сюжетные линии и сцены, которые они заслуживают. Это лучше, чем давить сок из эпохального труда Стивена Кинга.
А как сиквел продвигается?
Грэм-Смит: Вот пока мы тут сидим, допекается сценарий второй части.
Когда режиссер Кэри Фукунага покинул проект, почему вы выбрали Андреса Мускетти? Он же не работал до этого в Голливуде.
Грэм-Смит: Это он нас нашел. Мы тогда встречались с разными режиссерами и выслушали десятки вариантов адаптации материала. А Энди на первой встрече рассказал нам о своем детстве в Аргентине, как он читал книгу и как она повлияла на него. И в этом сюжете дети ему были так же важны, как и клоун. А не обычное: «Давайте сюда побольше кровищи напустим!» Он сразу сосредоточился на ребятах, их компании, чем нас и подкупил. Ну и с ним классно работать.
Катценберг: Он прекрасный рассказчик и визионер.
Грэм-Смит: Ага, и собственноручно отрисовал сториборд каждой сцены, потому что еще и отличный иллюстратор.
Катценберг: Я помню, как задолго до начала съемок, на одной из встреч, Энди придумал, чтобы красная линия пересекала глаза Пеннивайза (демонический клоун в «Оно»), спускалась к уголкам рта и переходила в его улыбку. Он тогда эту рожу нарисовал на всех доступных поверхностях. Из этого образа и вышел наш монстр.
Вы сделали фильм под взрослый рейтинг R и тем самым отсекли значительную аудиторию.
Грэм-Смит: Мы сразу работали на высокий рейтинг, не собирались приглаживать историю. То, что происходит в фильме, ведь будь герои взрослыми, никто бы не увидел в этом ничего особенного. Но у нас дети курят, матерятся, с ними происходят всякие ужасы. А если говорить только о крови и насилии, то на R «Оно» с трудом тянет. Ну кроме разве что эпизода, когда Джорджи отрывают руку.
Когда вы работаете над проектом в качестве продюсеров, вам приходится обещать сценаристам и режиссерам не лезть в их работу и не растаптывать все творческие порывы?
Катценберг: Мы оба гордимся тем, что умеем работать в команде. Всем нашим коллегам объясняем, что они всегда могут рассчитывать на помощь, когда им это понадобится. И уж, конечно, не давим на режиссеров и сценаристов своими советами.
Грэм-Смит: Да, по нашему опыту, когда люди приходят и приносят проекты, то они обычно хотят, чтобы мы решили проблемы и стали партнерами и в творческом плане тоже. Поэтому всегда готовы им помочь.


Сразу несколько ваших проектов посвящены 80-м.
Дэвид Катценберг: Да, ведь мы дети 80-х. Каждый день, когда я работал над «Голдбергами», одежда персонажей и реквизит вызывали у меня ностальгию.
Сет Грэм-Смит: Я вырос на фильмах Стивена Спилберга и на книгах другого Стивена — Кинга. Они повлияли на всю мою молодость.
Катценберг: Да, мы не испытывали проблем с поиском материалов. Тянуло к этой теме, и все.
* * *
Как вы думаете, откуда у аудитории такой интерес к этой эпохе?
Грэм-Смит: Те, кому сейчас между тридцатью и сорока, испытывают ностальгию. Они ходят в кино с детьми — хотят показать им то время и сами с удовольствием его вспоминают. А для молодежи то десятилетие — как для нас 60-е — яркие и сумасшедшие годы. Это всегда ужасно интересно.
* * *
Пока вы работали над «Оно», вышел и стал хитом сериал Netflix «Очень странные дела». Не испугало такое вторжение на вашу территорию?
Грэм-Смит: Он оказался очень увлекательным. Я не помню другого такого сериала, который как будто сделали специально для тебя. У меня от него ощущение, как если бы Кинг со Спилбергом спели в караоке. Ну еще весело было наблюдать за Финном (Финн Вулфард — звезда «Странных дел» и «Оно»): у него за время наших съемок прибавилось миллион фолловеров в «Инстаграме».
Катценберг: Ничего не имею против сравнений. Но смешно слушать, как многие утверждают, что мы скопировали идею у «Очень странных дел». Работа над «Оно» шла много лет.
* * *
А что вы думаете про злобных клоунов, которые в США пугали людей в прошлом году? Warner даже пришлось сделать официальное заявление, что эти инциденты не имеют отношения к раскрутке вашего фильма.
Грэм-Смит: На самом деле мы были в ужасе от происходящего. Не дай бог розыгрыши обернулись бы ранениями или человеческими жертвами! Хотя нельзя не отрицать, что это привлекало к клоунам внимание без всякого участия с нашей стороны. Но зато случившееся помогло понять одну важную вещь: когда делаешь кино, невозможно специально поймать некий дух времени. Он приходит сам.
Катценберг: Одни их любят, другие ненавидят, а некоторые боятся. Но после произошедшего люди увидели клоунов совсем в другом свете. Это самый популярный костюм на Хеллоуин.
Грэм-Смит: В этом году еще посмотрим.
* * *
Старые экранизации Кинга, «Сияние» и «Кэрри», были в свое время хитами проката и стали классикой. Как вам кажется, почему не получилось с последними экранизациями — например, с «Темной башней»?
Грэм-Смит: Меня не стоит спрашивать — я люблю и все неуспешные экранизации. Обожаю, например, «Калейдоскоп ужасов», «Куджо» и «Мертвую зону». Но понимаю важность того же «Сияния», «Кэрри» и «Побега из Шоушенка». Думаю, дело в том, что Стивен Кинг очень плодовитый автор и у него много киноадаптаций. А если взять принятое в нашем бизнесе правило, что на сто фильмов получается в лучшем случае пять шедевров, то в среднем у Кинга совсем неплохой результат.
* * *
Почему в «Оно» вы оставили только ту часть истории, которая посвящена детям?
Грэм-Смит: Это толстенная книга на 1200 страниц, и в ней рассказана история шести, семи или даже восьми очень непростых людей. Можно было бы сделать один фильм на четыре с половиной часа, и зритель бы оказался погребен под такой махиной. Или разделить на две ленты. Мы решили, что одну картину сделаем про детей, а продолжение про взрослых. Пусть у всех персонажей будут сюжетные линии и сцены, которые они заслуживают. Это лучше, чем давить сок из эпохального труда Стивена Кинга.
* * *
А как сиквел продвигается?
Грэм-Смит: Вот пока мы тут сидим, допекается сценарий второй части.
* * *
Когда режиссер Кэри Фукунага покинул проект, почему вы выбрали Андреса Мускетти? Он же не работал до этого в Голливуде.
Грэм-Смит: Это он нас нашел. Мы тогда встречались с разными режиссерами и выслушали десятки вариантов адаптации материала. А Энди на первой встрече рассказал нам о своем детстве в Аргентине, как он читал книгу и как она повлияла на него. И в этом сюжете дети ему были так же важны, как и клоун. А не обычное: «Давайте сюда побольше кровищи напустим!» Он сразу сосредоточился на ребятах, их компании, чем нас и подкупил. Ну и с ним классно работать.
Катценберг: Он прекрасный рассказчик и визионер.
Грэм-Смит: Ага, и собственноручно отрисовал сториборд каждой сцены, потому что еще и отличный иллюстратор.
Катценберг: Я помню, как задолго до начала съемок, на одной из встреч, Энди придумал, чтобы красная линия пересекала глаза Пеннивайза (демонический клоун в «Оно»), спускалась к уголкам рта и переходила в его улыбку. Он тогда эту рожу нарисовал на всех доступных поверхностях. Из этого образа и вышел наш монстр.
* * *
Вы сделали фильм под взрослый рейтинг R и тем самым отсекли значительную аудиторию.
Грэм-Смит: Мы сразу работали на высокий рейтинг, не собирались приглаживать историю. То, что происходит в фильме, ведь будь герои взрослыми, никто бы не увидел в этом ничего особенного. Но у нас дети курят, матерятся, с ними происходят всякие ужасы. А если говорить только о крови и насилии, то на R «Оно» с трудом тянет. Ну кроме разве что эпизода, когда Джорджи отрывают руку.
* * *
Когда вы работаете над проектом в качестве продюсеров, вам приходится обещать сценаристам и режиссерам не лезть в их работу и не растаптывать все творческие порывы?
Катценберг: Мы оба гордимся тем, что умеем работать в команде. Всем нашим коллегам объясняем, что они всегда могут рассчитывать на помощь, когда им это понадобится. И уж, конечно, не давим на режиссеров и сценаристов своими советами.
Грэм-Смит: Да, по нашему опыту, когда люди приходят и приносят проекты, то они обычно хотят, чтобы мы решили проблемы и стали партнерами и в творческом плане тоже. Поэтому всегда готовы им помочь.
@темы: Оно (2017), актёры и съёмочная группа, интервью